Болгарское царство

Успеху восстания болгар способствовала внутриполитическая борьба, которая велась в Византийской империи с начала 80-х годов XII в. ее причина заключалась...

Персидские войны

На стыке VI-V вв. до Хр. политические отношения в Греции были уже окончательно..

Развитие Сербской культуры

27-06-2018

В конце XIX - начале XX вв. Сербия достигла высокого уровня духовной культуры, практически синхронизировав этот процесс с прогрессом передовых европейских стран.

Во второй половине XIX в. на время доминантным в литературе и искусстве стал реализм, с которым у сербов связано немало достижений во всех видах творческой деятельности. На сербском фоне возник и развился национальный окрашенный тип реалистического искусства, который в своей эволюции опирался на чуженациональный образцы, запозичуваних прежде в России. Его видными представителями были В. Илич в поэзии, Л. Лазаревич, М. Глишич, С. Сремац, С. Матавуль, С. Ранкович и другие в прозе.

Теоретические основы реализма сформулировал сербов Светозар Маркевич (1846-1875), известный также как популяризатор социалистических идей. Он оказал большое влияние на развитие социальной и теоретико-литературной мысли на сербских землях. Именно вследствие этого влияния в Сербии в 70-е годы формируется специфический социальный тип человека, исповедует материалистическую философию и социализм, но при этом не стремится окончательно разорвать связь со своим национальным корням.

Ведущим культурным центром сербского народа на рубеже веков является Белград, одновременно ячейки на территории Австро-Венгрии постепенно утрачивают свое значение. Но сербы сохраняли единство своего культурного существования: закономерности и особенности развития литературы и искусства остаются едиными для всех сербских областей как в независимой Сербии, так и, входивших в состав Австро-Венгрии и Османской империи.

В настоящее время в Сербии окончательно формируется современная для того времени система культурного, научного, образовательного функционирования. Существовали все институты, необходимые для обеспечения такого функционирования как на общегосударственном, так и на местном уровне: учебные заведения - от народных школ в университет в Белграде, в котором в 1895 г. было три факультета (философский, юридический, технический) библиотеки, музеи , театры, научные общества и т.п..

На рубеже XIX - XX вв. у сербов начинается процесс, который впоследствии получил название "поворот к Европе". Достижением сербской духовной культуры становятся передовые на то время явления западноевропейского литературного и художественного жизни, такие, как декаданс, символизм, модернизм, неоромантизм и т.д..

Литература и искусство отказываются от чрезмерного этнографизма и сосредоточение на фольклорной национальной традиции, провозглашая ориентацию на европейский тип культуры. Если в сутки реализма ведущими образцами выступали российские художники, то теперь эту роль стали играть французские.

Переориентация сербской культуры происходит чрезвычайно быстро и решительно. В области художественной литературы ее начало связано с образованием журналов "Сербский обозрение" (1895) и "Сербский литературный вестник" (1901), с деятельностью литературных критиков и идеологов европеизации национальной культуры Б. Поповича, И. Скерлича, Л. Недич.

Именно Б. Поповичу принадлежит высказывание, на время стал основным лозунгом эпохи: "Каждая литература должна иметь какие-то образцы, если нет их у себя дома, пусть поищет его в других".

"Поворот к Европе" совпадает сербов с существенными сдвигами в общественно-экономической сфере, связанными с укреплением капиталистических отношений и формированием новых, социально активных слоев общества, прежде всего - буржуазии.

В жизнь вступает новое поколение, для которого европейские идеи и европейский стиль жизни не чужды и враждебными. Это поколение с первых лет века занимало ключевые позиции в образовательных, научных, культурных учреждениях, что значительно облегчило организационное обеспечение перехода культуры на новые рельсы.

Основное внимание художники уделяют теперь эстетическим качествам художественных произведений. Форма провозглашается гораздо важнее содержания. Сербский поэзия обогатилась в этот период блестящими образцами лирической поэзии (И. Дунич, М. Ракин, А. Шантич, С. Пандурович, В. Петрович-Дис, М. Боич). В прозе с большим успехом работали Р. Доманович, П. Кочич, И. Чипико, Б. Станкович и др.. Высоким уровнем самобытности выделяется творчество Б. Нушича, - комедиографа, публициста, автора интересных сатирических произведений.


Другие статьи по теме:
 Югославия 1918-1939 г
 Культура средневековья. Литература
 Македонское государство. Александр Великий.
 Культура средневековья. Мещанство.
 Польская культура конец XIV-XVI вв.

Добавить комментарий:

Введите ваше имя:

Комментарий:


Интересно прочитать:

Политика реформ в Китае в 80-90-х гг.

После смерти Мао Цзэдуна в партийном и государственном руководстве верх берут умеренные деятели Коммунистической партии Китая ("прагматики"). Они выступили против неоправданных забеганы на дороге построения коммунизма и предлагали сосредоточить все усилия на практической модернизации страны, чтоб вывести ее в количество передовых.
Читать далее

Образование Индии и Пакистана.

В составе Британской империи Индия представляла собой целостную территорию, которой правил вице-король. Население ее было многоэтническим и к тому же разных виросповидувань.
Читать далее